Американская нефтяная буровая платформа «Ocean Ranger», находящаяся в 166 морских милях ( около 300 км.) к востоку от канадского порта Сент-Джонс в 00.52 по местному времени подала на частоте 2182 кгц и 16-м УКВ канале международный сигнал бедствия в телефонном режиме: MAYDAY, равнозначный сигналу SOS Сигнал бедствия. В результате небывалого урагана, когда высота волн достигала 12-15 метров, сверхнадежная полупогруженная в океан железобетонная конструкция весом десятки тысяч тонн построенная японской фирмой Мицубиси и считавшаяся АБСОЛЮТНО непотопляемой, получила опасный крен. На вышке находились 84 человека обслуживающего персонала, среди них несколько женщин. Канадская береговая охрана, несмотря на темное время суток и штормовую погоду, тут же отправила в район бедствия корабли береговой охраны " Sir Humphrey Gilbert" и " Seaforth Highlander" а также самолет. Но уже ничто не могло спасти несчастных.
Предположительно между 03:07 и 03:13 мо местному времени вышка опрокинулась и затонула на глубине около 260 футов (85 метров). Никому не удалость спастись, в результате десяти суточных поисков в океане были найдены тела всего лишь 22-х погибших.
В это время советский ролкер "Механик Тарасов" находилось примерно в 300 милях от порта Сент-Джонс и примерно в 140 милях от места гибели Оушн Рэнджер, когда получив сигнал SOS Сигнал бедствия. "Механик Тарасов" сразу же сбавил ход а затем развернулся на 180 градусов в направлении вышки потерпевшей бедствие, против ветра и гигантских волн. Согласно международных соглашений морских держав, каждое судно ОБЯЗАНО оказывать помощь в спасении людей в открытом море. Капитан А.П.Былкин был опытным моряком, и он знал, что службы береговой охраны Канады знали о местонахождении его судна и рассчитывали на его помощь в поиске пострадавших.
Двигаясь с максимально высокой скоростью против гигантских волн и ураганного ветра в сторону буровой вышки, "Механик Тарасов" и сам оказался в критической ситуации. Встречные океанские волны частично разбивались о форштевень судна, но основная многотонная масса воды стремительно прокатывалась по главной палубе и разбивалась о надстройку судна. Снежные заряды не позволяли видеть в лучах прожекторов даже бак (носовую часть) судна. Вахтенная служба вовремя не заметила, когда волнами были снесены два вентиляторных Г-образных "грибка" на палубе. В палубе образовались два огромных круглых отверстия. Вода беспрепятственно стала поступать в трюмы корабля. Каждую минуту десятки тонн. Судно продолжало идти курсом на Оушн Рэнджер. Когда судно неожиданно стало крениться на правый борт, был сбавлен ход и на палубу была выслана досмотровая группа в составе старпома, боцмана и двух матросов. Они то и обнаружили отсутствие "грибков" и отверстия в палубе, через которые поступала забортная вода. Внезапно крен стал резко возрастать и достиг 35 градусов. Вероятно это сместился на правый борт груз из рулонов бумаги. Капитан А.П.Былкин пока воздерживался от подачи сигнала SOS Сигнал бедствия на международной частоте бедствия 500 кгц, и ограничился аварийной радиограммой судовладельцу о критическом состоянии судна. Радиограмма и ответные решения по ней прошли по бюрократическим каналам Министерства Морского Флота
На момент событий в зоне вели промысел около трех десятков крупных судов типа БМРТ Большой Морозильный Рыболовный Траулер приписанных к портам Ленинграда, Мурманска, Таллина, Риги, Калининграда, Клайпеды. Ближе всех к аварийному судну оказался БМРТ Большой Морозильный Рыболовный Траулер- 244 Иван Дворский в 100 милях (около 180 км) на юго-восток от него.
БМРТ Большой Морозильный Рыболовный Траулер "Иван Дворский" двинулся максимально полным ходом, держа курс 330 градусов, против гигантских волн и ветра. Скорость не превышала 7 узлов. (Через 14 с половиной часов бешеной болтанки "Иван Дворский" подойдет к "Механику Тарасову"). Вслед за ним направился и наш "Иоханнес Семпер", находившийся в 170 милях на юг от района бедствия.
За все время спасательной операции "Механик Тарасов" так и не вышел на связь на коротких и средних волнах. БМРТ Большой Морозильный Рыболовный Траулер “Иван Дворский” при подходе к гибнущему судну имел с ним очень кратковременную и неустойчивую радиосвязь в УКВ диапазоне. Штаб промрайона постоянно имел устойчивую связь с судами направленными к "Механику Тарасову" в СВ и КВ диапазонах.
По сообщению радиостанций береговой охраны Канады в район бедствия отправлены два вертолета и самолет. Спасательные центры Сент-Джонса и Галифакса, дублировали их сообщения для морских судов на частотах бедствия каждые 15 минут.
Когда "Иван Дворский" с большим трудом подошел на расстояние 2-х кабельтовых к гибнущему судну, было около двух часов ночи. Попытка связаться по радиотелефону успеха не принесла. Очевидно, у переносных радиостанций разрядились батареи. По всему было видно, что "Механик Тарасов" не продержится и пару часов. Крен судна на правый борт достигал 50-и градусов с сильным дифферентом на нос. В свете прожекторов "Ивана Дворского" в паузах между зарядами снега, над бушующим океаном показывалась и вновь исчезала только белая кормовая надстройка судна. Было отчетливо видно, как экипаж в спасательных жилетах собрался у дымовой трубы на шлюпочной палубе, которая подсвечивалась тусклым светом лампочек аварийного освещения. Люди вцепились друг в друга и с ужасом смотрели на черные водяные валы которые с грохотом разбивались о надстройку. Когда очередная волна вставала между кораблями, они на несколько секунд теряли друг друга из вида. Иногда одно из судов оказывалось у подножья, а другое на гребне волны высоко над ним. И тогда казалось что это дьявол раскачивает гигантские качели, сопровождая свою смертельную игру диким воем и свистом, бросая в лица моряков колючий снег.
Учитывая 6-метровую высоту надводного борта "Ивана Дворского" о спуске катера не могло быть и речи. Его тут же разбило бы вдребезги вместе с людьми. " Иван Дворский " развернулся кормой к "Механику Тарасову" и начал сближаться с ним, чтобы подать бросательные концы для передачи своих спасательных плотов. Неожиданно на связь вышел " Sicurfari ", 30-и метровый низкобортный траулер с Фарерских островов. Суда этого типа чрезвычайно мореходны. При соответствующей скорости судна штормовая волна его никогда не накроет, а примет на себя. Как поплавок. Датский капитан сообщил, что находится вблизи русского корабля уже несколько часов и готов оказать ему всяческую помощь. Пару часов назад ему удалось связаться с капитаном "Механика Тарасова" на УКВ. " Пока все на борту" - кратко сообщил русский капитан. Датчанин запросил "Ивана Дворского", есть ли связь с гибнущим судном и сказал, что слышал последние слова, сказанные по-русски одним из офицеров "Механика Тарасова", но ничего не понял.
В дальнейшем на борт этого судна датчанае подняли 9 русских моряков, пятерым из которых удалось спасти жизнь.
Когда суда приблизились на расстояние выстрела бросательного конца из специального устройства, " Механик Тарасов" начал стремительно уходить под воду. Люди посыпались в ледяную воду. Было 0330 местного времени, Ночной океан ревел. Первым на помощь русским морякам бросился "Sicurfari" и датчане рискуя собственными жизнями, стали вылавливать русских моряков голыми руками из воды. В лучах прожектора экипаж "Ивана Дворского" заметил одного человека в оранжевом жилете, которого волны бросали вверх и вниз. С большим трудом удалось поднять бесчувственное тело на высокий борт судна. Оно было окоченевшим, и все старания (горячая ванна и растирания спиртом) к сожалению, не смогли вернуть ему жизнь. Из моряков, подобранных из океана датчанами, удалось вернуть к жизни только тех, кто пробыл в ледяной воде не более 5 минут.
10 последующих суток над штормовым океаном неслись тревожные точки и тире морзянки: Search! Search! Search!. И все 10 суток велись поиски оставшихся в живых и погибших. Таков международный закон. Хотя все знают, что в ледяной воде, обжигающей тело как кипяток, больше 5 минут не выдержит никто. 16 февраля в местной церкви города Галифакса прошла заупокойная месса по погибшим на «Ocean Ranger» и "Механике Тарасове" а в стране был объявлен день траура. Тела русских моряков были отправлены из Монреаля в Ленинград и захоронены на Серафимовском кладбище.
Вечная память морякам, погибшим в морях и океанах!