В 7 часов утра к причалу на реке Чикаго, где был пришвартован параход Истленд (Eastland), начали стекаться экскурсанты. дальше...
Билет на экскурсию стоил всего 75 центов, к тому же, руководство компании разрешило брать на пароход детей до 10 лет без билета. Истленд был рассчитан на перевозку 1000 человек. На этот рейс было продано 2572 билетов. Видимо капитан парохода Гарри Петерсен об этом не знал, так как контролеры не вели счет пассажиров - они просто надрывали билеты. Истленд стоял у причала правым бортом, по носу у него был пришвартован быксир, который должен был вывести его из реки в озеро.
Как только отдали кормовой прижимной конец, перегруженное судно едва заметно дрогнуло и начало медленно валиться на левый борт. Сначала на это никто не обратил внимания. Крен с каждой секундой увеличивался - к краю левого борта по верхней палубе поехали скамьи и шезлонги, в салонах стала двигаться мебель. Истленд кренился все быстрее, люди теряя опору начали скользить к левому борту. Пассажиров стоящих на верхних палубах сбило в кучи, придавив к поручням левого борта. Пассажиров находившихся в каютах, прижало к продольным переборкам. По всей видимости Истленд начал крениться на левый борт из за большого количества пассажиров, скопившихся там, чтобы взглянуть на реку.
Когда крен достиг 30 градусов, даже те кто никогда не бывали на судне, поняли, что происходит. Страх перешел в панику. Сотни людей бросились с нижних палуб наверх по трапам. В проходах и коридорах началась давка. Сотни пассажиров застряли в каютах и в коридорах нижних палуб. Почти все, кто находился наверху, были сброшены в воду. В реке барахтались сотни людей, сверху им на головы падали другие. Некоторые сумели вовремя ухватиться за плававшие в воде доски, скамейки, ящики. В грязной воде реки Чикаго захлебывалась беспомощная толпа, люди дрались и топили друг друга, пытаясь выбраться на берег. Истленд продолжал валиться на левый борт. Прочные пеньковые швартовы, которые так и не успели отдать, натянулись как струны, вырывая из земли причальные тумбы и береговые кнехты. Когда пароход окончательно опрокинулся на борт, он накрыл собой плававших в воде людей. С фундамента парахода сорвались паровые машины, вода залила топки. Несколько минут река в этом месте была закрыта плотной белой пеленой пара. Шипение пара и свист вырывающегося из внутренних помещений воздуха заглушались криками людей. Истленд лег левым бортом на дно реки. С начала страшных событий прошло всего 6 минут.
Через десять минут к месту катастрофы начали прибывать катера водной полиции и буксиры. К причалу примчались полицейские и пожарные машины. Но им оставалось только спасать тех, кто еще держался на воде.
При спасении пассажиров Истленда огромную помощь оказал капитан парохода Миссури Уильям Брайт. Он только что пришвартовал свое судно неподалеку от Истленда. Увидев, что после опрокидывания Истленда сотни людей пытаются взобраться на скользкий борт лежащего парохода, он крикнул полицейским, чтобы они взяли золу из топок буксиров и высыпали ее на правую скулу Истленда и привезли пятьдесят одеял с ближайшей ткацкой фабрики. Зола и одеяла, расстеленные на скользком борту парохода, спасли жизнь многим, так как теперь на борт можно было взобраться.
В Чикаго был объявлен траур. В течении еще многих дней трупы погибших вылавливали из реки и извлекали из затонувшего корпуса Истленда. Несколько сотен тел вытащили из парохода, когда разрезали его правый борт. Еще больше трупов было найдено, когда судно поставили на ровный киль и откачали из него воду.
Официальная пресса США объявила, что погибло 835 человек. Но это не соответствует действительности, так как указанное число погибших было объявлено на третий день после катастрофы. Судно же было поднято спустя пять дней. Следственный врач заявил, что в городском морге он лично насчитал 1300 трупов.
Только через тридцать лет американская пресса пролила некоторый свет на истинную причину гибели парохода. Катастрофа произошла не из-за перегрузки судна пассажирами, а по причине небрежности при заполнении балластных цистерн судна…